Приоритетные национальные проекты "Тюмень"

>Приоритетные национальные проекты>Образование>Родительская инициатива

РОДИТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА

Семинар «Системность реформы управления образованием»

Одна из задач, поставленных государством перед современной системой образования - развитие государственно-общественного управления школой. Об этом говорится в Законе РФ "Об образовании", принятом в 1992 г. (ст. 2, ст. 35, п.2). Позднее Министерством образования РФ были разработаны методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (изложены в письме министерства от 14 мая 2004 г. № 14-51-131).

В нашей области к массовому созданию управляющих советов подтолкнуло распоряжение Правительства Тюменской области "Об управляющих советах общеобразовательных организаций" от 7 ноября 2005 г. (№ 891-рп).

В этом распоряжении первостепенные задачи совета сформулированы так (III, 14.):

а) определение основных направлений развития общеобразовательной организации;

б) повышение эффективности финансово-экономической деятельности, стимулирования труда работников общеобразовательной организации;

в) содействие созданию в общеобразовательной организации оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;

г) контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательной организации, сохранения и укрепления здоровья обучающихся".

Опытом в решении этих задач, накопленным в своей школе, поделился с участниками семинара председатель совета "Родительской инициативы", председатель управляющего совета средней школы № 70 г. Тюмени Е.В. Показаньев:

"Первая задача "определение основных направлений развития общеобразовательной организации" может осуществляться через культурно-образовательные инициативы. Что это такое?

Приведу пример красноярской школы № 143. Там организована школа менеджеров, и весь комплекс дополнительных образовательных услуг разработан с учетом этого направления: успешный менеджер должен владеть несколькими иностранными языками, основами экономики, логики и т.д.

Таким образом, мы может влиять на состав и качество дополнительных услуг: например, ввести второй и даже третий иностранный язык, занятия музыкой, хореографией, различными видами спорта и др., продумать внеклассные мероприятия: походы, выставки, балы, концерты.

Тот, кто стремится быть по-настоящему успешным в жизни, должен получить знания и навыки по максимуму.

Но здесь нужно позаботиться о том, где взять средства на воплощение хороших идей в жизнь. Это и есть конструктивный подход к управлению школой через образовательные инициативы, ведь, как говорится, каждая инициатива хороша, когда подкреплена материально.

Это ставит перед Управляющим советом вторую задачу:

"Повышение эффективности финансово-экономической деятельности"

Финансово экономическая деятельность школы включает в себя бюджетное и внебюджетное финансирование. Здесь нужно чётко представлять себе, что сегодня государство финансирует, а на что не выделяет денег, на что будет необходимо искать внебюджетные средства.

Как привлечь в школы эти средства - трудная задача. Здесь есть несколько источников:

1. Платные образовательные услуги. Управляющие советы должны отслеживать соотношение цена/качество услуги, тщательно проводить мониторинг качества дополнительного образования. Здесь ещё важно помнить о социальной ответственности, т.е. обеспечивать возможностью получать дополнительное образование и детям из малообеспеченных семей. Кто из какой семьи в школе - такой информацией должен владеть социальный педагог.

2. Гранты, призовые деньги от участия в различных конкурсах. Администрация нашей школы, например, старается участвовать во всевозможных конкурсах, это не только работает на доброе имя школы, но и даёт реальные призовые деньги. Побуждайте директоров к участию в конкурсах, давайте им информацию о подобных мероприятиях, помогайте.

Хочу привести опять же пример своей школы. Прошлым летом благодаря участию учителей, детей, родителей наша школа заняла 1 место в конкурсе на лучший школьный двор, а это 60000 призовых рублей. Кроме красивого двора получили реальные деньги. Приятно и полезно.

Ещё одна задача: "повышение эффективности стимулирования труда работников общеобразовательной организации".

Здесь возможен формальный подход: мы всё равно не знаем всех учителей, их заслуг, полагаемся на мнение директора.

Можно вникать во всё, знакомиться с учителями, бывать на уроках, на педсоветах и т.д. и пытаться самим объективно оценить работу коллектива - но это требует больших временных затрат.

Наиболее реальный путь - помочь директору разработать саму систему распределения стимулирующего фонда, утвердить её и контролировать её соблюдение.

Следующая задача "содействие созданию в общеобразовательной организации оптимальных условий и форм организации образовательного процесса".

Например, в нашей школе дополнительные образовательные услуги объединены в комплексы и включены в общее расписание занятий, т.е. удобно и ученикам, и учителям, рационально используются кабинеты и время. За каждым направлением закреплен определенный комплекс услуг, направление "а" от направления "б" отличает набор и объем именно дополнительных образовательных услуг.

"Контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательной организации, сохранения и укрепления здоровья обучающихся".

В нашей школе уже давно существует медицинский центр, включающий 11 кабинетов, 15 специалистов, и содержится он на деньги родителей. Младшие классы обязательно посещают его: массаж, галакамера, сауна, и многие другие услуги.

Туалетные комнаты обеспечены жидким мылом, бумагой, есть специальные дежурные, которые поддерживаю порядок не только в туалете, они настоящие хозяйки на этажах - присматривают за детьми.

Родители оборудуют классы в соответствии с современными требованиями и в ключе модных дизайнерских идей и т.д.

Возникает главный вопрос проводимой реформы: где взять активных родителей?

Здесь я вам могу предложить конкретные шаги:

Необходимо информировать родителей о происходящих изменениях в системе управления образованием, постоянно держать родителей в курсе школьной жизни, школьных проблем, освещать школьные проекты, требующие родительской материальной помощи. Для этого нужно оформить информационный уголок управляющего совета в доступном для родителей месте школы, можно выпускать школьную стенную или малотиражную газету, сделать страницу на школьном сайте.

Также важно развивать школьные, классные традиции, привлекать родителей к участию в школьных делах. Например, у нас в школе есть ежегодный день семьи, темы которого бывают различные: книга в моей семье, реликвия нашей семьи и т.д.

Для того, чтобы представлять, какие традиции развивать, необходимо, чтобы в школе была идеология - некая идея, вокруг которой кипит вся жизнь. В нашей школе такая идея - это сотворчество учеников, родителей, учителей и всех, кому это интересно. У нашей школы, которая так и называется - Школа Сотворчества, есть даже свой герб.

Что это дает для школьной жизни? Реализован проект детской филармонии, где проходят детские музыкальные вечера, отчетные концерты. Отремонтирована библиотека. Обустроен скалодром, кстати, самый большой в области. Скалолазное снаряжение помог приобрести депутат нашего участка Г. Куцев.

Родители в нашей школе принимают непосредственное участие в жизни школы: А.В. Смолин руководит школьным рок-клубом, Т. Вершинина разрабатывала дизайн-проекты внутреннего оформления школы, крыльца, двора, Н.В. Щербинина организовала школьное телевидение, где дети с удовольствием занимаются этим интересным делом. Наше школьное телевидение получило грант, и дети имеют возможность заниматься там бесплатно, а одна из их программ совсем недавно заняла первое место на областном конкурсе. А.А. Шелпаков оборудовал своими силами в школе скалодром. Про скалодром отдельная история.

Сейчас очень актуальна идея работы с трудными подростками. И кружками кройки и шитья их не увлечешь, им нужны мужские виды спорта. Например, на основе скалодрома у нас начала работать школа экстрима, которая включает и занятия на скалодроме, и рукопашный бой, и туризм. И когда туда проводилась запись, то вся "ух-компания" нашей школы выразила желание там заниматься.

Подросткам нужно создавать условия для самореализации, давать возможность проявить себя, добиться признания от сверстников, учителей, родителей, даже если они не успешны в учебе. Ведь если они уходят в "дурную компанию", то в основном потому, что там их принимают такими, какие они есть, и ценят не за успехи в учебе.

Давайте растить родителей: не терять связи с выпускниками, отслеживать их жизненный путь, гордиться их достижениями (на сайте школы можно разместить списки выпускников, организовывать вечера встреч и т.д.). При таком отношении больше вероятности, что бывший выпускник приведет своих детей в "родную" школу и захочет поддерживать и развивать школьные традиции.

Нельзя забывать поощрять, благодарить принимающих участие в жизни школы родителей, представителей общественности независимо от того, много или мало было сделано. Деятельность по оказанию помощи школе должна стать почетной в глазах общественности".

Глава города С.И. Сметанюк в своём выступлении на семинаре рассказал, как городская администрация работает над решением проблем образования, такими, например, как обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях, финансирование ремонта школ, установка в них систем видеонаблюдения, введение вневедомственной охраны, улучшение школьного питания и др. А такая проблема, как укомплектованность школ спортивным инвентарём, на сегодняшний день исчерпана полностью, школам нужно только подать заявку в Управление образования.

В заключение хотелось бы сказать, что между управляющими советами и школьными администрациями должны сложиться партнёрские отношения, так как делать нам предстоит одно общее дело - создать такие условия, при которых учителям было бы интересно учить, а нашим детям учиться, чтобы находиться в школе всем было комфортно, а полученные знания были достаточно глубокими, обширными и актуальными.

Член совета "Родительской инициативы" Снежана Левадная.

План работы
городской общественной организации "Родительская Инициатива" г. Тюмени


п/п
Мероприятия Срок, место проведения Ответственный
I ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
1. Заседания Совета городской общественной организации "Родительская инициатива" Ежеквартально, Управление по образованию Филоненко Татьяна Антоновна
2. Отчетная конференция городской общественной организации "Родительская Инициатива" Сентябрь 2007 г., Управление по образованию Совет Объединения
3. Объединённое заседание Совета городского объединения Родительская Инициатива и Совета директоров ОУ, тема: "Совершенствование взаимодействия школы и родительской общественности" Февраль 2007 г., Управление по образованию Показаньев Евгений Васильевич
4. Участие в отраслевом совещании работников образования г. Тюмени 21-27 февраля 2007 г., Управление по образованию Совет городской общественной организации "Родительская Инициатива"
II МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ
5. Школа Родительской Инициативы.
Тема: "Системность реформы управления школой. Обмен опытом"
24 января 2007 г., Управление по образованию Показаньев Евгений Васильевич
6. Школа Родительской Инициативы.
Тема: "Финансирование школ, в т.ч. внебюджетное финансирование"
15 февраля 2007 г., Управление по образованию Совет городской общественной организации "Родительская Инициатива"
7. Семинар.
Тема: "Делопроизводство Управляющего совета школы. Опыт работы МОУ СОШ № 66, №17"
21 марта 2007 г., Управление по образованию Филоненко Татьяна Антоновна
8. Круглый стол по обмену опытом.
Тема: "Роль Управляющего Совета школы в организации образовательного процесса. Опыт работы МОУ СОШ № 43, №5, №89"
18 апреля 2007 г., Управление по образованию Показаньев Евгений Васильевич
IV КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
1. Участие в организации городского конкурса: "Лучший сайт общеобразовательного учреждения" Апрель, 2007 г. Участие в разработке положения о конкурсе, приглашение спонсоров - Совет "Родительской Инициативы"
2. Организация городского конкурса на лучший урок благотворительности Начало февраль
2007 г.
Заочно. Подведение итогов на августовском педсовете
Разработка положения о конкурсе, организация жюри, приглашение спонсоров - Совет "Родительской Инициативы"
3. Участие в городском конкурсе "Учитель года" Январь-февраль
2007 г.
Приглашение спонсоров - Совет городской общественной организации "Родительская Инициатива"
V РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Пресс-конференция. Тема "Задачи городского объединения "Родительская Инициатива" Март 2007 г. Левадная Снежанна Леонидовна
2. Пресс-релизы о работе объединения "Родительская Инициатива" По результатам проведения мероприятий Левадная Снежанна Леонидовна
3. Приглашение СМИ к участию в мероприятиях Согласно плану работы Левадная Снежанна Леонидовна

Источник: www.tyumen-city.ru:8101/~uo/?news/20070130